ИТОГИ  I САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО АРКТИЧЕСКОГО КОНГРЕССА  «АРКТИКА – ТЕРРИТОРИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ»

2 марта 2018 года на базе ФГУП «Крыловский государственный научный центр» состоялсяI Санкт-Петербургский Арктический конгресс «Арктика – территория объединения компетенций».

Конгресс собрал более 350 участников, в числе которых были представители органов законодательной и исполнительной власти регионов Арктической зоны Российской Федерации и Санкт-Петербурга; директора крупнейших предприятий и конструкторских бюро Объединенной судостроительной корпорации; руководители российских компаний промышленного, топливно-энергетического и транспортного комплексов; руководители ВУЗов; научная общественность – специалисты-экологи, историки, обществоведы; представители Нарьян-Марской епархии Русской Православной Церкви.

Проведение конгресса освещалось федеральными и региональными средствами массовой информации: «Первый канал», «Россия 1», ИА ТАСС, ТК «Санкт – Петербург», МТРК «Мир», ТК «Ямал Регион», «РБК Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский дневник» и др.

На пленарном заседании выступили представители органов исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга, Мурманской области, Республики Карелия, Республики Саха (Якутия), Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, и Красноярского края, архипастырь Нарьян-Марской епархии Русской Православной Церкви, а также научной и творческой общественности – всего 15 человек.

Экспертные дискуссии были проведены на трех площадках по специальным направлениям:

- «Создание высокотехнологичной продукции для нужд Арктики / Реализация высокотехнологичных проектов для освоения Арктики»;

- «Развитие арктических транспортно-технологических систем»;

- «Человеческий капитал».

Общее количество докладчиков составило 47 человек.

В выступлениях прозвучали следующие основные предложения 
и рекомендации:

1. Участники конгресса полностью поддерживают принимаемые меры руководством страны по повышению эффективности государственного управления в политической, экономической, военной, социальной, экологической и других жизненно важных для Крайнего Севера России сферах.

Санкт-Петербург, стоящий у истоков освоения Арктического региона и обладающий значительным опытом по ключевым направлениям развития Арктики, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина был определен стратегическим центром по координации и организации взаимодействия заинтересованных сторон по управлению Арктической зоной Российской Федерации.

2. Реализация Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 года» требует системного взаимодействия органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях, представителей бизнес-структур в области промышленного, научного, культурного и других областях сотрудничества.

3. Существующая в настоящее время на федеральном уровне система по обеспечению развития Арктической зоны предусматривает деятельность Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, а также ряда общественных организаций.

При этом основные проблемы развития Арктической зоны заключаются в недостаточно скоординированном управлении данным регионом (отсутствует единый федеральный орган управления), низком развитии социальной инфраструктуры, неразвитости транспортной сети, несоответствии нормативно-правовой базы современным требованиям, 
а также очаговом характере промышленно-хозяйственного комплекса, низкой плотности населения. Не созданы благоприятные условия проживания 
и деятельности коренных малочисленных народов Крайнего Севера. В данной связи целесообразно рассмотреть вопрос создания Федерального агентства по Арктике с размещением его в Санкт-Петербурге.

4. Отметить важность и актуальность создания Комитета 
Санкт-Петербурга по делам Арктики, призванного способствовать развитию научно-исследовательских, культурных, социально-экономических, экологических и других связей Санкт-Петербурга с регионами Арктической зоны Российской Федерации.

Санкт-Петербург внес большой вклад в изучение и освоение Арктики, 
в создание морской техники и уникального энергетического оборудования, 
в подготовку кадров для предприятий Крайнего Севера. Петербургские корабелы строят ледоколы, в том числе атомные, а также танкеры и суда для снабжения буровых платформ. В городе также работают общепризнанные лидеры по добыче углеводородов на шельфовых месторождениях. В последние годы Санкт-Петербург стал основной площадкой для размещения заказов по импортозамещению в арктических программах.

5. Рекомендовать высшим органам исполнительной власти регионов Арктической зоны Российской Федерации и Санкт-Петербурга активизировать деятельность в рамках двусторонних соглашений 
о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной и культурной областях, в полной мере используя для этого существующие возможности Санкт-Петербурга, где действуют ведущие в стране научно-производственные и научно-образовательные организации, передовые промышленные предприятия в области корабле- и судостроения, энергетики, транспорта и связи, радиоэлектроники, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также учреждения истории и культуры.

6. Признать, что с учетом масштабности реализуемых в Арктике проектов, в условиях сложной природно-климатической обстановки и высокой экологической чувствительности Арктического региона, а также недостаточного уровня развития существующей транспортной инфраструктуры и необходимости соблюдения интересов коренных малочисленных народов Севера, реализация данных проектов должна быть основана на применении инновационных технических и технологических решений, безотходных технологий и методах рационального природопользования.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти регионов Арктической зоны Российской Федерации продолжать реализацию программы по ликвидации накопленного экологического ущерба, очистки арктических территорий и акваторий от последствий прежней хозяйственной деятельности; принимать меры по строительству современных экологически безопасных очистных сооружений, в связи с обострением экологических проблем локального масштаба, связанных с загрязнением морской среды 
в прибрежных и приостровных акваториях, что при непринятии необходимых мер может привести к сокращению биоразнообразия и популяции арктической фауны.

8. С учетом планируемого многократного увеличения интенсивности судоходства в Арктике и планируемой динамики возрастания объемов перевозок в акватории Северного морского пути считать необходимым:

- провести научное обоснование оптимизированной схемы расстановки ледоколов по зонам обслуживания Северного морского пути;

- продолжить совершенствование единой организационной структуры управления Северным морским путем, связью, навигационно-гидрографическим, гидрометеорологическим и аварийно-спасательным обеспечением в Арктике;

- обеспечить проведение мероприятий по улучшению безопасности судоходства в Обской губе, включая корректировку «Правил плавания в акватории морского порта Сабетта и на подходах к нему» в части учета ограничительных гидрометеорологических факторов, особенностей гидротехнических сооружений и наработанного практического опыта плавания крупнотоннажных судов;

- ускорить создание отечественной аппаратуры автоматической системы обмена данными (АСОД), отвечающей перспективным требованиям Международной морской организации по навигационному и информационному обеспечению судоходства по Северному морскому пути.

9. Рекомендовать органам исполнительной власти федерального уровня и заинтересованным государственным структурам принять меры по разработке технических регламентов, распространяющихся на искусственные острова, установки и сооружения континентального шельфа, внутренних морских вод и территориального моря (в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе» в ред. от 01.01.2014) и устанавливающих обязательные требования по классификации, применяемой терминологии, результатам инженерных испытаний, условиям эксплуатации и ремонта, мониторингу, обитаемости, системам спасания, строительству, морским операциям, защите окружающей среды, управлению ледовой обстановкой и другим аспектам безопасности.

10. Рекомендовать руководителям ВУЗов, предприятий и организаций с целью последующего закрепления специалистов в рамках целевого обучения с гарантированной повышенной стипендией за счет бюджетных и внебюджетных средств, обязательной стажировкой на предприятиях Арктической зоны Российской Федерации с целью адаптации к дальнейшей работе и гарантированным трудоустройством и повышенной заработной платой в течение 3-5 лет после окончания обучения. Часть целевого набора должна производиться из числа коренных малочисленных народов Севера.

11. Организационный комитет обращается с просьбой к участникам Арктического конгресса в рабочем порядке представить в Комитет 
Санкт-Петербурга по делам Арктики другие предложения и рекомендации по повышению эффективности и безопасности деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, не прозвучавшие в докладах и выступлениях для учета в будущей работе.

12. Поддержать проведение Арктического конгресса на регулярной основе и предусмотреть проведение II Арктического конгресса в статусе международного мероприятия в феврале 2019 года в Санкт-Петербурге.

Организационный комитет по подготовке и проведению 
I Санкт-Петербургского Арктического конгресса «Арктика – территория объединения компетенций» благодарит за оказанную помощь в проведении конгресса:

- генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Никитина Владимира Семеновича;

- заместителя генерального директора по судостроению и морской технике ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Тимофеева Олега Яковлевича;

- заместителя начальника отделения гражданской и морской техники ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Чемоданова Александра Владимировича;

- и.о. ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» Туричина Глеба Андреевича;

- генерального конструктора морских сооружений АО «ЦКБ МТ «Рубин» Гинтовта Андрея Римовича;

- генерального директора АО «ЦНИИ морского флота» Буянова Сергея Ивановича;

- ректора ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» Кудряшову Елену Владимировну.

Организационный комитет благодарит участников конгресса 
за активное участие в работе, высокий профессиональный уровень 
и актуальность вынесенных на обсуждение презентаций и вопросов, а также все средства массовой информации, освещавшие работу конгресса.

Организационный комитет

12 марта 2018 года