Cтатья И.В. Малининой «Наш Север» - рождение
Статья «Наш Север» - рождение
Опубликована в журнале "Российская Арктика" 30 Декабря 2019
автор Малинина Ирина Владимировна, заведующий отделом по работе с посетителями
 
Своим рождением цикл музейных занятий для юных полярников «Наш Север» во многом обязан одной активной и дружной семейной компании. Впрочем, всё по порядку.
Давным-давно, в 2010 году, на свет появилась наша первая музейная разработка для дошколят - игровая экскурсия «На далёком Севере». Согласно легенде, детишки вместе с родителями отправлялись в экспедицию на полярную станцию. Кем только не побывали! И рулевыми, и механиками, и летчиками ледовой разведки, и радистами... И даже станцевали под песню Юлия Кима «На далеком Севере ходит рыба кит», которая, собственно и дала название экскурсии для малышей.
Но! Ох, уж эти «но»... какие подводные (или подлёдные? - в нашем случае) камни они скрывают! Всё дело в том, что в финале игры-экскурсии каждый юный участник получал «Зачетную книжку». А в этой книжке написано, что, посетив наш музей ровно семь раз - магическое число, не правда ли? - обладатель книжки получит гордое звание «Юного друга Ледокола «Красин».
И вот тут создатели программы сказали: «Ой...» Конечно, можно провести еще одну экскурсию, ну две, посещая те места корабля и экспозиции, которые кандидаты в «Юные друзья» еще не видели. А потом? Ведь, как известно, тот, кто сказал «А», должен сказать и «Б, В...» и все остальные буквы алфавита.
Призадумались создатели, почесали в затылках и решили большой и вкусный «пирог» под названием «Ледокол «Красин» поделить на порции, которые по силам малышам от 5 лет. Так появился 1-й, и тогда еще – единственный, курс занятий «Наш Север». Абитуриентов оказалось много - целых 6 групп. И одной из них была та самая дружная семейная команда, имеющая за плечами опыт занятий в разных музеях. Именно они и стали нашей контрольной и референтной группой. И первое, что было сделано с их помощью - скорректировано расписание и наполнение курса. Оказалось, например, что «Родословная ледокола» вполне умещается в одно занятие, а не в два. А вот «Имена на карте Арктики» и «Как пройти к Полюсу?» - вовсе отдельные большие темы. Открытый, взаимно заинтересованный диалог музейных работников и семейной команды оказался весьма продуктивным. Мы очень благодарны нашим «первенцам» за непосредственную, оперативную обратную связь. За то, что они не просто уходили с занятий, унося в себе удовлетворение или недовольство, разочарованность или восторг от новых знаний, а честно, по-дружески высказывали свое мнение, пожелания, замечания. Стоит ли удивляться, что до конца курса только эта команда дошла в полном составе?
А дальше... Дальше они потребовали продолжения - второго курса. И мы не смогли отказать. Так, кроме уже пройденных в первый год «Родословной ледокола», «Природы и животного мира Арктики», «Народов Севера», «Имен на карте..» и «Как пройти к Полюсу?» появились «Архитектура и устройство корабля», «Такелаж», «Всё о море» с удивительными «мертвой водой» и «жидким грунтом», занятие про лёд, навигационные приборы и очень сложная тема о Полярных конвоях в «Войне в Арктике».
При кажущейся простоте - это же дети, дошкольники, работа над каждым новым занятием становилась настоящим испытанием. Отбор материала, его компоновка, подача с учетом возраста главных слушателей - это балансирование между «слишком сложно» и «слишком просто». Насколько трудно дошколятам работать с картой? Но у нас это не просто карта, это - «машина времени». Мы путешествуем по ней, повторяя путь первопроходцев. И мальчик Степа очень переживает за участников каждой экспедиции: «А они вернулись домой?» А через некоторое время уже серьезная девочка Лена проводит в детском саду «ликвидацию ледовой безграмотности». Оказывается, воспитательница заявила, что слова «снежура» не бывает. Буквально на следующий день Лена, вооружившись «ледовым словариком», доказывает, что снежура не только бывает, но и очень коварна.
Несмотря на то, что занятия адресованы детям, родители увлечены в не меньшей степени: внимательно слушают, задают вопросы, советуются, что еще можно почитать, посмотреть по той или иной теме. И это очень важно - заинтересовать, вовлечь в совместный процесс познания.
Уже почти 10 лет мы с ребятами и их родителями изучаем наш Север, строим бумажные кочи, зажигаем в бархатной полярной ночи северное сияние для белого медведя, ставим чум, «создаем Землю» в ящике с песком - заливы, проливы, бухты, моря и океаны... Провожаем выпускников и набираем новый «призыв» на «Наш Север».
Впечатления детства - самые яркие. И кто знает: может быть когда-то на карте Арктики появятся имена и наших выпускников?
 
https://russian-arctic.info/info/articles/novosti/nas..