Статья Д.Б. Иоффе
Статья "Неожиданная Арктика"
Опубликована в журнале "Российская Арктика" 26 Декабря 2019 г.
автор Иоффе Диана Борисовна, экскурсовод, музей Ледокол «Красин»
 
Один из самых часто задаваемых вопросов на обзорной экскурсии по ледоколу «Красин» формулируется как «зачем нам ледоколы?» Этот вопрос можно услышать от самых разных категорий посетителей. В итоге, он лёг в основу нового занятия, апробированного в рамках 15 фестиваля «Детские дни в Петербурге» в 2019 г.
Мы предложили нашим посетителям, детям 9-11 лет и их родителям, поразмышлять на тему глобального потепления, о котором все слышали, и новых ледоколов, строительство которых периодически освещается в средствах массовой информации.
В ходе занятия подтвердились наши предположения о том, что более всего посетители наслышаны об антропогенной версии причин глобального потепления и пересказывали её как единственно существующую. (Только два раза мы услышали другую версию: один раз папа внятно озвучил, что существует безосновательная версия антропогенных причин глобального потепления, в другой раз школьник заявил, что это глупая «выдумка некоторых учёных».) Объяснить взаимосвязь углекислого газа как следствие действия человека, таяния ледников/льда и повышения уровня мирового океана для большинства оказалось затруднительным. Родителям мы адресовали вопрос о том, как давно они слышат о глобальном потеплении. Этот вопрос стал первым, почти пробным ударом по картине мира взрослых. Совместными усилиями мы на каждом занятии приходили к выводу, что уже лет 30 слышим одну и ту же версию развития сценария глобального потепления.
Мы озвучивали существование другой версии причин глобального потепления, космогенного (цикличного) характера. Мы сознательно не настаивали на верности одной из двух версий, считая, что наши пристрастия так же необъективны, как ажиотаж вокруг Греты Тунберг. Обращаясь к нашей аудитории, мы имели восхитительную возможность держать нейтралитет и предложить просто подождать ещё лет 30 – 40.
Отложив решение вопроса о причинах глобального потепления, далее в занятии мы обращались к насущным проблемам нашей страны – к Северному морскому пути. Задуманный ещё С.О. Макаровым, осуществлённый в годы советской власти, он, несмотря на сложности самоокупаемости в условиях кризиса, – важнейшая транспортная магистраль и для нашего государства, и для мировой экономики. Собственно, именно сейчас Северный морской путь выходит на международный уровень в качестве альтернативы Южному морскому пути через Суэцкий канал. Для детей не составляет труда определить главное преимущество Северного морского пути – его трасса почти в два раза короче. Размышление о недостатках Северного морского пути вызвало сложности, однако, совместными усилиями мы добрались до того, что на севере свободному проходу судов препятствуют льды, как следствие лучше всего «работает» Северный морской путь 2-3 месяца в году (посетители предполагают, какие именно), требуются ледоколы и на них специально обученные команды.
Большинство жителей нашей страны не сталкиваются с вопросом, что такое лёд и каким он бывает. Поэтому даже беглый обзор характеристик льда вызывал на занятии неподдельный интерес и у детей, и у их родителей. Более подробно мы рассматривали зависимость толщины льда и груза, который он может выдержать. Взяв шаг в 5 сантиметров, мы дошли до полуметрового льда, сравнивая весовые характеристики с объектами, понятными школьной аудитории. Мы сравнили 50 см с ростом присутствующих на занятиях детей, также проинформировали, что лёд даже на нашем Финском заливе бывает более 50 см.
Познакомившись с принципами действия ледокола на примере ледокола «Красин», мы обратились к деятельности учёных, без исследований которых не было бы возможно ни освоение, ни развитие Северного морского пути. В качестве сюжетного хода мы представили, что мы, как раз, и являемся теми учёными, которые исследуют природные условия северных регионов страны, и, что нам поставлена задача дать навигационные рекомендации каравану судов, ожидающих прохода по Северному морскому пути. Это позволило нам осветить, каким большим объёмом данных приходится оперировать исследователям, коснуться вопроса наблюдений, ведущихся на гидрологических, метеорологических и полярных станциях, необходимости как можно более обширной сети станций для более высокой точности данных исследований и основанных на них прогнозах. Мы познакомили наших посетителей с картами ледовой обстановки Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей за период октябрь 2018 – октябрь 2019 гг. Карты взяты нами из архива официального сайта ААНИИ http://www.aari.ru/. Работая с картами, школьники и их родители самостоятельно определили наиболее благоприятный период для прохождения Северного морского пути, таким образом опровергнув собственные сделанные раннее предположения. Невероятное удивление вызывает ледовая обстановка в Восточно-Сибирском море летом 2019 года. Это один из наиболее наглядных ответов на вопрос, нужны ли ледоколы в период глобального потепления.
Через сколько морей проходит Северный морской путь? Ледовые карты скольких из них может сделать один специалист? Сколько учится этот специалист? Моря считаем вместе – школьники 3 – 5 классов ещё не изучают географию и в близлежащем к Петербургу Балтийском море ориентируются с трудом. Здравая мысль, что один специалист создаёт карту ледовой обстановки для одного моря, возникала часто, тогда мы только подтверждали её дополнительной информацией о сведениях, которые должен знать и учесть специалист (наличие рек, течений, режим моря). От опешивших родителей часто исходил вопрос, где же учат этих специалистов?
Вопрос «Сколько специалистов могут дать навигационные рекомендации?» вызывал совершенно фантастические ответы: 5 000, поскромнее – 200. С одной стороны, тут может играть роль то, что школьники представили объём необходимой предварительной работы и таким образом учли его. С другой – дети слабо представляют число людей, занятых в одном предприятии (скажем, преподавательский состав и количество учеников в своей школе).
Оценивать результативность занятия всегда сложно – мало критериев, нет возможности сделать ещё один «замер» спустя некоторое время. Мы опираемся на очень субъективные наблюдения. Несколько восторженных отзывов в социальных сетях и на сайте фестиваля «Детские дни в Петербурге», неизменные благодарности в конце занятия и восторженно-ошеломлённое настроение детей и их родителей во время занятия, которое идёт больше часа. Последнее – очень важный признак для нас. Это означает, что с высокой долей вероятности участники занятия внутри семьи ещё раз обсудят заинтересовавшую, удивившую, впечатлившую их информацию.
 
https://russian-arctic.info/info/articles/novosti/neo..