Выставка «Титаны поднебесья. Арктические дирижабли»

С 27 октября 2016 года открыта выставка «Титаны поднебесья. Арктические дирижабли», которая продолжает ряд выставочных проектов, посвященных 100-летию ледокола «Красин».

Тема выставки – история уникальных воздушных судов – дирижаблей, долетевших до Северного полюса.

Неизведанные просторы Крайнего севера давно манили людей. Путешественники и ученые стремились добраться до самой его средины – Северного полюса. К нему подходили пешком, доезжали на собачьих упряжках, подплывали на кораблях, но самым быстрым, но не самым безопасным способом достичь желанной цели, было добраться до Полюса по воздуху.

1920-е – расцвет эры воздухоплавания, эпоха борьбы за небо между самолетами и дирижаблями. История распорядилась таким образом, что победа в этой схватке досталась более надежным богам – самолетам, тогда как о настоящих титанах поднебесья – дирижаблях, забыли на многие годы.

Наша цель рассказать о первых покорителях арктического неба, первых воздушных судах, достигших Северного полюса, в частности, дирижаблях полужесткой конструкции, спроектированных инженером Умберто Нобиле.

Известны три дирижабля, специально предназначенных для полетов над Арктикой.

Первым дирижаблем, совершавший неоднократные попытки полетов над Арктикой, был дирижабль мягкой конструкции «Америка». Владелец дирижабля Уолтер Уэллман в 1909 г. много раз пытался поднять судно в воздух, но все попытки продолжительного полета оказались неудачны, а последняя завершилась тем, что воздушный корабль без экипажа был унесен ветром в неизвестном направлении.

Самым успешным арктическим путешествием знаменит дирижабль полужесткой конструкции Руала Амундсена «Норвегия». Конструктором и капитаном «Норвегии» стал итальянец Умберто Нобиле. Полет прошел без видимых трудностей и 12 мая 1926 г. дирижабль стал первым из воздушных судов, пролетевшим над Северным полюсом.

Следующую попытку достичь Полюса предпринял все тот же Нобиле, но уже без Амундсена, с которым не поделил славу прошлого полета. Дирижабль «Италия» был построен по тем же чертежам, что и «Норвегия». 23 мая «Италия» вылетела с Шпицбергена, 25 мая – потерпела крушение над арктическими просторами. В спасательной операции участвовали шесть стран, 18 судов и 21 самолет. Но лишь ледокол «Красин» смог пробиться через льды Арктики и спасти уцелевшую часть экипажа.

Данная выставка органически связана с местом экспонирования – ледоколом «Красин», потому что именно экспедиция, организованная для спасения уцелевшей части команды дирижабля «Италия», прославила «Красина» на весь мир и сделала его поистине легендарным ледоколом.