Мемориальная доска на доме в Ньюкасле (ул. Сандерсон, 19), где жил писатель
и корабельный инженер Е.И. Замятин →
                                                                  

В начале ХХ века российское правительство выделяет денежные средствана расширение исследований и коммерческое освоение арктических морей. К концу 1915 года Советом Министров была разработана и принята программа строительства ледокольного флота. Главное управление кораблестроения настояло на необходимости строительства в том числе второго мощного ледокола, подобного ледоколу «Ермак».

В 1916 году в Англии, в Ньюкасле, по заказу Главного управления кораблестроения началось строительство нового линейного ледокола — «Святогор».
Прототипом для «Святогора» стал ледокол «Ермак», однако «Святогор» превосходил «Ермак» по мощности машин и водоизмещению. Отличался «Святогор» и более динамичным силуэтом благодаря наклону дымовых труб и двух мачт в корму. Для обеспечения прочности корпуса в районе ватерлинии был предусмотрен мощный ледовой пояс, шириной более трех метров. Корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Его полное водоизмещение составляло свыше 10 620 т, наибольшая длина —98,53 м, ширина — 21,64 м. Мощность машин на валу — 10 тыс. л. с., скорость хода — 15 узлов.